Научные исследования

Автор: НЕБИЕРИДЗЕ ТАМИЛЛА АНАТОЛЬЕВНА

ЖИЗНЬ, ОЗАРЁННАЯ ГЕНИЕМ…

Страница 1

Елена Мроз... Произносишь это имя, и перед мысленным взором появляется “Калипсо”, “Спокойствие”, “Мечта”, “Ева” — эти произведения поражают своей лиричностью, одухотворенностью и выразительностью. Эрьзя создал эти произведения, когда в его жизнь вошла Елена и на долгие годы стала его музой, ученицей и возлюбленной.

Она родилась в интеллигентной семье в 1898 году в городе Ростове-на-Дону. Закончила городскую женскую гимназию и детскую художественную школу. В 1914 году уехала в Москву, где стала учиться мастерству скульптора в студии А.С.Голубкиной. На следующий год познакомилась с Эрьзей и стала его ученицей. В 1916 году они приехали в Геленджик на летний отдых. Впоследствии скульптор говорил Елене, что никогда в жизни не жил так вольно и беззаботно, как в Геленджике. После Октябрьской революции она  сопровождала скульптора в село Баево, а затем на Урал. Вместе работали над осуществлением ленинского плана создания монументальной скульптуры в городе Екатеринбурге. В 1921 году они вновь приехали в Геленджик, взяв с собой учителя С. Эрьзи замечательного русского скульптора С.М.Волнухина. В это время Степан Дмитриевич работал над деревянной скульптурой “Летящий” из кавказского дуба. Настроение у него было ужасное (умер Волнухин — друг и учитель), и единственное, что его могло утешить, была работа. Елена Ипполитовна писала впоследствии: “Мы мало с кем встречались, Степан Дмитриевич любил работать в саду, сделал из дуба скульптурную фигуру, назвал ее “Летящий”. Наделённый неиссякаемой фантазией он представил свою скульптуру в образе мифического существа с головой юноши, которая склонена к правой руке, левая заложена за спину. Глаза “Летящего” закрыты, он находится в состоянии покоя, но, несмотря на это, от скульптуры исходит ощущение полёта: поток воздуха несет его… Данное ощущение присутствует, благодаря пластическому решению скульптором образа, фактуре древесины и обработке материала. Облик юноши полон печали и грусти. Возможно, это образ “души” недавно покинувшего Эрьзю учителя и друга, перешедшего в другой мир. Или образ Морфея — бога сна, который приходит к людям, принимая разные образы, и будит в их душах нечто несбыточное…

Прожив в Геленджике до глубокой осени, Эрьзя с Еленой переехали сначала в Новороссийск, затем в Батуми, а потом в Баку, где она работала под руководством учителя над оформлением Дома Союзов горняков Азербайджана. Перед отъездом из Баку они расстались. Елена вернулась в Геленджик, прожив в нашем городе четыре года. Работала в это время над проектами парковых скульптур для украшения здравниц города. В Новороссийске сделала бюст Фрунзе и два скульптурных портрета краснофлотцев. В 1930 году  уезжает в Москву, принимает участие в оформлении сельскохозяйственной выставки (ВДНХ). В 1937 году стала членом Союза художников СССР. Некоторое время жила в Грозном, затем вновь вернулась в Москву, где на протяжении многих лет жила и работала. Постоянно участвовала в выставках. Создала  произведения “Партизанка”, “Мир Вьетнаму”, “Отдых”, “Скрипачка”, “Светлана”, “Мордовка” и другие. В её работах чувствуется влияние Эрьзи: они пластичны и выразительны.

После возвращения Эрьзи в СССР, они часто встречались. Елена Ипполитовна нежно заботилась о нём. Вместе с нею жила сестра Мария Ипполитовна. Они часто приглашали Степана Дмитриевича на обед (в фондах нашего музея хранится записка, в которой Елена и Мария приглашают его отобедать у них). Встречаясь, часто вспоминали о днях давно минувших. Но вместе жить не стали, так как это были уже чужие друг другу люди с разным менталитетом.
12 января 1984 года Елены Мроз не стало. Мы признательны за то, что, благодаря этой женщине, Степан Эрьзя почтил своим присутствием наш город и в истории Геленджика запечатлено имя великого скульптора.

Дом, где жил Эрьзя, принадлежал родителям Елены Мроз. В 1907 году они приобрели участок, и через два года была построена дача. Дом утопал в зелени, декоративное озеленение сохранилось до конца ХХ века. Первоначально семья выезжала сюда на летний отдых, а когда девочки разъехались, родители переехали на постоянное место жительства. Хозяйкой дома была Мария Валерьяновна, мать Елены (в девичестве Питриаковская). Принадлежала к семье  ростовской интеллигенции. Была образованна, энергична, увлекалась искусством. После замужества  посвятила себя воспитанию дочерей. Видимо, любовь к искусству и творчеству девочки унаследовали от матери. Помимо семьи, она занималась общественной деятельностью: была председателем “Общества помощи малоимущим ученицам женской гимназии” в Ростове-на-Дону. Оказывала большое влияние на своих детей. Не препятствовала и с вниманием относилась к их желанию посвятить себя искусству.

Страницы: 1 2